Musicmind (part 2)

 

Существует ли для тебя такое понятие как компьютерная философия, такого термина, надо полагать, и нет, я имею ввиду философию (понимание жизни, ее устройства, законов и т.д.) основанную на компьютерных терминах? В этом смысле всеобщая компьютеризация важна?

Эк ты умеешь озадачить! Это очень интересно, когда вопрос неожиданный... И по существу :-)... Вообще, рассуждать об этом трудно. Я смотрю, эта форма ответа становится стандартной для меня в случае твоих вопросов :-). Так вот, надо, видимо, попытаться внести ясность. В 2001 году я написал несколько композиций, пять кажется, которые провалялись в столе (в ячейках памяти головного мозга) до 2003 года. На тот момент их уже всего 3 штуки осталось, остальное выветрилось безвозвратно. Но это была просто музыка. Так вот, в первой половине 2003-го я эту музыку записал, и уже почти свел, когда вот эта самая идея относительно схожести сценариев жизни и существования человеческих организмов и разумов со сценариями работы компьютера долбанула меня в темя. И я сразу же написал характерные тексты и несколько перелопатил структуру этого мини-альбома, придумал соответствующие названия композициям и... получился Remind Me Later! Так вот, я думаю, что говорить о компьютерной философии вряд ли правомерно. Мне кажется, что все вещи, все что существует, напоминает друг друга. Ну, не так прямо буквально, но, вот если задуматься... То есть, это не компьютерная философия, просто все имеет какие-то одни и те же истоки. Если мы имеем в виду, что вычислительные машины придумал человеческий мозг, значит, мы допускаем, что он создал их по своему образу и подобию. Поэтому нельзя говорить о том, что человечество начинает следовать или следует какой-то компьютерной философии. Все осталось тем же самым, смещаются акценты, углы зрения, оттенки, но ничего не меняется глобально. Я - человек не очень образованный, я не знаю, может, я говорю об элементарных вещах, но мне кажется, что строение Вселенной такое же, как и строение мельчайших частиц, атомов тех же. И, возможно, что есть вещи, которые происходят вне поля нашего зрения, как в сторону микро, так и в сторону макро. Наука - штука классная, только я все равно доверяю ей не всегда, у меня как у дикаря есть какие-то предубеждения, поэтому я верю, что есть штуки, которые еще меньше мельчайших известных человеку частиц и есть структуры глобальней известных ему самых глобальных. Для муравья человек - стихийное бедствие, форс-мажор, непреодолимое обстоятельство, способное не задумываясь и не обращая внимания растоптать. Значит, возможно, что за стихийными бедствиями в нашей системе координат тоже могут стоять какие-то существа, присутствие коих мы не осознаем и никогда не осознаем? Понимаешь, каждый человек с зачатками интеллекта считает свое существование необходимым и важным, значит, разумно предположить, что у муравья тоже имеется своя система ценностей и координат, где он видит себя не менее важным, чем видим мы себя и где он и есть не менее, а то, возможно, даже и более важен. Ученые отказывают муравьям в реальных мыслительных процессах, но почему не принять тот факт, что в том мире, в котором муравей - центр Вселенной (каковым центром считает себя человек) его инстинкты важны, не менее чем способность человека в его системе координат мыслить, делать выводы, принимать решения... Мысли приходят в голову одна за другой, я с трудом успеваю их фиксировать... То есть я тебе сейчас говорю не о какой-то, опять же, своей собственной философии, я не пытаюсь сказать, что вот это все есть какая-то офигевшая истина. Я просто предполагаю. Прямо сейчас, сию минуту. Это единственное, что мне остается. Истинного положения вещей человек никогда не узнает. Так вот, возвращаясь к истоку, собственно, заданному мне вопросу. Я все меньше и меньше уверен в чем бы то ни было и все больше и больше допускаю различные вероятности, возможности и так далее. Человечество существует в вымышленном им самим мире. Если ты веришь, что условия твоего существования ужасны, значит, добро пожаловать в ад. Если ты можешь с ними смириться, значит, возможно, как бы внешне все не выглядело плохо, ты живешь в раю. Но в любом случае, все это, и рай и ад, ты выдумал сам. Поэтому, когда я говорю о тех вещах, которые происходят в текстах Remind Me Later, я не указываю на какие-то истины или еще что-то, это просто какие-то мои личные эмоции и умозаключения приняли такую форму и не более. Не надо в это верить или наоборот, верьте в это, и то и другое будет равнозначно справедливо и наоборот. Я как смог попытался ответить на твой вопрос, но боюсь, что окончательно все запутал.

Хорошо. Мы тогда говорит об общих символах, но все равно разными "разумами" они воспринимаемы по-своему. Что для тебя тогда является "перезагрузка", "завершение работы", "дефрагментация", "инсталляция" и т.д.?

Ух, как ты опять... Понимаешь, я об этих вещах могу говорить только на доступном мне уровне, то есть какими-то понятными и проверенными терминами могу оперировать. Но это вовсе не означает, что это все правильные термины. Просто это та несовершенная система, которая открыта мне сейчас, на этом моем уровне развития духовного и интеллектуального. Извиняюсь за такие громкие слова. У меня в контексте Remind Me Later эти слова ассоциируются со следующими понятиями: инсталляция - рождение, физическое, в данной конкретной жизни; дефрагментация - работа над содержимым своего мозга, систематизация, сжатие информации; обновление файлов - изучение чего-то нового или углубление знаний того или иного рода; реинсталляция - видимо, следующее рождение. Соответственно, если ты приводишь термин перезагрузка - то это, скорее всего, банальный отдых, ну а завершение работы - это просто сон, так мне кажется. То есть, понимаешь, с завершением работы файлы не изменяются, просто система спит , отдыхает. А вот при реинсталляции изменяется система, но, я думаю, какие-то данные остаются и переходят из одной жизни в другую. Я сейчас процитирую чужую мысль, но с ней я согласен на все сто: встречая некоторых людей и наблюдая за ними, оценивая то, что они делают, я понимаю, что этому нельзя научиться в течение отведенных человеку лет в том смысле, чтобы довести свое умение до такого высочайшего уровня. И тогда становится очевидным, что человек этот пользуется опытом, накопленным в своих предыдущих жизнях. Ты же не будешь отрицать существования врожденных способностей человека к чему бы то ни было? А откуда они, эти способности берутся? Я думаю, это те самые предыдущие жизни дают этот опыт. Хотя, как всегда отмечу: это всего лишь система координат, в которой удобно существовать на данном этапе лично мне.

Отдельный вопрос о вирусах.

Мне кажется, это все вредное, что замусоривает систему, тормозит ее работу. То, что делает ее работу непродуктивной, отвлекает, еще что-то. Это могут быть вредные идеологии, религии (например, экстремистского характера), еще какие-то вещи. Что угодно на самом деле. Любая неконструктивная вещь.

Чему из современных достижений (объяснений) науки ты не веришь больше всего?

Я, наверное, на вскидку не могу ответить на этот вопрос. Я никогда об этом не думал всерьез, а заставить себя подумать я не могу. Такие вещи приходят, как правило, в виде озарений: просто резко понимаешь, что допустим, сильно не веришь конкретно в это. Но сейчас я чего-то такого вспомнить не могу.

Кто эти существа? Инопланетяне? Кто для тебя aliens?

Я не знаю. Просто совсем не знаю.

По-моему наличие интеллекта наоборот подталкивает к мысли о бессмысленности существования.

Как тебе сказать. Это все так относительно. Мне кажется, что если глобально, то нет, наверное, никакого смысла и в то же время он все равно есть. Если смысла нет, это еще не значит, что жить не надо. Если жизнь есть, значит, в самом по себе этом факте уже заложен какой-то смысл. Мы на самом деле знаем так мало... Я просто думаю, что поскольку мы так мало знаем, нам просто надо использовать шанс и пытаться что-то узнать. Опять же, так я думаю.

Ты очень удачно привел в пример муравьев. система в своем абсолюте, рабочие, воины, матка... матрица... Где в такой системе координат место для творчества?

Опять же, я не знаю. Может, я не очень понимаю, что ты имеешь в виду. Но, наверное, все правильно: должны быть воины, рабочие, еще кто-то, всех их много, они олицетворяют нормальность и ровность. Ну и плюс горстка сумасшедших, которые чего-то там творят. И в этом, возможно, смысла много меньше, чем в том чтобы воевать и производить (что угодно), а может и наоборот, больше. Это мне тоже неизвестно. Я не умею это знать. Пока что. Я просто делаю так, как мне хорошо. Мне хорошо что-то творить . Блин, все это так запутано...

Воспринимаешь ли ты творчество как акт интеллектуального(культурного) терроризма? Направлено ли оно против системы? Или же оно просто средство бегства? А твое?

Да нет, я против всех этих смыслов, какой-то борьбы, во всяком случае, когда это касается моего творчества. Впрочем, смотри, те же MAYHEM: злая, деструктивная идеология, характерные тексты. Казалось бы, должно отталкивать, если иметь в виду то, что я говорил ранее. Однако я каждый раз удивляюсь гениальности их музыки и совершенству формы их творчества. Значит, не все так просто. Так что, наверное, все возможно. Мозгом мне приятней осознавать, что творчество должно быть не за и не против системы, а вне ее. Но, наверное, как и все в этой жизни, не все так просто, как нам хотелось бы. Значит, получается, что какое-то творчество будет против системы, какое-то - вне ее, а какое-то, возможно, и за.

Что касаемо "...preparation of metal" мои размышления натолкнули меня на мысль, что беря за основу "сэмплов" определенные целые куски из известных произведений, ты имел ввиду что огромное количество подражателей, пусть и пищущих музыку качественно и профессионально занимаются по сути тем же: снимают риффы, строят композиции так же (я не силен в музыкальной терминологии), короче занимаются copycat'ством не имея собственного звучания, лица. Или я не прав?

Слушай, это совершенно потрясающе! Я вовсе не подразумевал такого значения, но оно, мне кажется, очень даже справедливо! Я, кажется, в прошлом интервью говорил об этом: далеко не всегда человек искусства может постичь все смыслы собственного творения. Наверное, это тот самый случай :-). Хотя, ты знаешь, что касается вот этого миньона, в одном я несколько прокололся. Мне не один человек, делясь впечатлениями, сказал, что пусть я и не сыграл там ничего, пусть я просто надергал и нарезал, а потом склеил, все же в этом всем очень хорошо заметен я сам и никто другой. По идее, если опираться на текст листовки, должно было быть все наоборот. А людям нравится это, и они это с удовольствием слушают много раз! Люди говорили это абсолютно незнакомые друг с другом, я был настолько удивлен! Я понимаю, как прозвучит то, что я сейчас скажу, но... может, в этом и проявляется способность (если говорить громкие слова, то талант) творить, когда сами средства уже роли не играют? Я вот расскажу, как я сейчас записываю новый альбом FAR FROM MIND. Я, впервые за несколько лет, отказался от умничанья и решил записать полушумовой, полуимпровизационный альбом. Работая с различными синтезаторами, да и с живыми инструментами, я делаю примерно то, что делал 7-10 лет назад, записывая свои первые работы. Чего давно уже не делал. Просто переставляю пальцы, щелкаю мышкой куда попало и тупо сохраняю все это. При минимальнейшей последующей правке из этого получается совершенно удивительная музыка, со своим реальным внутренним миром и событиями! По крайней мере, так это вижу я, что вовсе не означает, что это обязаны видеть окружающие. Но, пока до финала далеко, так что посмотрим, что из всего этого получится и какова будет реакция. Но я верю, что тем, кому до сих пор было небезразлично то, что я делаю в плане звуков, эта работа будет интересна практически не менее тех вылизанных и выверенных записей, которые я делал последние годы. Кстати, параллельно я пишу совершенно нормальную нотную музыку, где просчитываю, прослушиваю и продумываю каждую ноту. Эти две формы творчества прекрасно сейчас во мне уживаются...

А не пробовал взять с закрытыми глазами наугад с полки диски и использовать с них сэмплы или просто совершенно случайные сэмлы. Я таким образом сделал пару творений(плакатов и стих.ов) и получилось потрясающе (может даже цикл целый получится) и в этой казалось бы бессмыслице получилась довольно яркая картина. Используешь ли ты какие-то новые методы в своем творчестве?

Знаешь, такие вещи проще делать, когда ничего не умеешь. То есть, я не говорю, что это неправильно, я как раз согласен с тем, что не средство определяет ценность художественного произведения. Просто я отягощен относительным умением извлекать звуки из инструментов, делать это систематизировано, это же относится и к работе с сэмплами и тому подобным. Поэтому мне трудней просто брать что попало и лепить из него, мой мозг изначально ориентирован на осознанное использование этих вещей. Впрочем, как я говорил уже, сейчас я делаю как раз что-то похожее, именно что дергаю все подряд и леплю. Опять же, новые методы я стараюсь использовать постоянно. Это где-то в программе у меня есть такое, не умею я по-другому. Впрочем, это ведь все относительно. Почитай всякие интервью: многие чуваки, из альбома в альбом жующие одну и ту же жвачку уверены в том, что где-то они экспериментирую, где-то делают подарок фэнам и записывают как раньше , понимаешь? Это также и ты, делая коллаж, уверен в яркости его и глубине, но это очевидно для тебя, не факт что для окружающих. Я не говорю, что это не так, или что это так, я как бы не обсуждаю этот вопрос, а предлагаю тебе вероятности. Автор ничего не знает о том, что он делает. Хотя бы потому, что знает о нем больше, чем кто-то сможет узнать. А все остальные могут не узнать ничего, а могут увидеть в сто раз больше, чем там заложено автором.

По какому принципу ты выбирал этих исполнителей и эти альбомы.? Ты действительно считаешь их Великими Музыкантами и Великими Людьми? Мне показалось что сказано это немного с издевкой и сарказмом.

И снова я удивляюсь! Ибо не ты первый говоришь о том, что, возможно, я издеваюсь. Но это совсем не так, я в этом пункте действительно верю во все сказанное, я действительно восхищаюсь музыкой всех этих 12-ти коллективов! Видимо, язвительный и издевательский тон листовки (все это направлено как раз не против этих самых музыкантов, а против других, чьи имена я не называю в отрицание их значимости) несколько сбивает с толку. Я тебе честно скажу, говоря о том, что эти музыканты Великие, я не имел в виду их вселенскую значимость. Это просто 12 коллективов из всего многообразия замечательной музыки, которая меня сейчас вдохновляет. Это, опять же, вне рейтингов, то есть это не 12 лучших, это просто 12 первых пришедших в голову. Так что все просто. Я считаю этих музыкантов Великими потому, что музыка их мне приятна, полезна или еще что угодно, то есть она раздражает меня позитивно, вот что я имею в виду. Возможно, у них я чему-то учусь, возможно, получаю тупое удовольствие от простоты, чистоты или еще чего-то. Это все уже не столь важно и никому кроме меня самого не интересно. Впрочем, такой вот анализ не интересен и мне самому, мне просто НРАВИТСЯ. А зачем и почему - я не хочу задумываться...

Если взять группы как папки, альбомы, как вложенные в них папки и в папках соответственно файлы(композиции). Назови навскидку несколько имен: кто тебе нравится именно как группа, то есть все что они делали(делают), кто поальбомно, то есть раньше у них была одна музыка, сейчас другая, кто вообще потреково, то есть на всем альбоме имеют пару достойных вещей.

Я, откровенно говоря, подобные вопросы не очень люблю. Ответы на них, по крайней мере, в моем случае, не могут представить полноты картины, ибо я физически не в состоянии охватить масштабы слушаемой мной музыки. Мне нравится, например, все, что делали PINK FLOYD или KING CRIMSON, что-то меньше, а что-то больше, из чего-то я уже вырос, а для чего-то еще не созрел, но нравится все. Есть еще куча групп, у которых, я, допустим, слышал не все альбомы, а те, что слышал, нравятся все. Есть десятки групп, у которых всего по одной-две пластинки вышло, но они мне очень-очень нравятся. И я не в состоянии их на вскидку все вспомнить, да и вроде как смысла нет. Это будет огромный список. Так, пробежавшись глазами по полке, не фиксируя взгляд, назову ARTROSIS, MANES, ANTIMATTER, SECOND LASS, EVER EVE, JANUS, PERSEPHONE, ORPLID, AESMA DAEVA, ARCTURUS, CELTIC FROST, CORONER, CAPRICE. Это, может, десятая часть коллективов, у которых мне нравится все или за исключением одной, скажем, пластинки. Вторая категория, в которую попадают группы, у которых мне нравится один или несколько альбомов - это вообще смысла нет называть. Такого просто невероятное будет количество. А вот последней категории для меня не существует. Я не слушаю музыку отдельными песнями.

Ты сказал что за последнее время написал огромное количество музыки. Не случится ли так что ты станешь повторяться и делать банальности? В плане того, что творчество, идеи, находящиеся, возникающие близко друг от друга и принадлежащие одному какому-то конкретному небольшому отрезку времени имеют много схожего.

Не знаю, что тебе сказать. Подсознательно этот страх (погрязнуть в самоповторах) во мне невероятно силен, это я как раз понимаю. Именно в этом кроется, я думаю, то, что тот же FAR FROM MIND делает совершенно разные по форме (от альбома к альбому) музыки. А содержание в любом случае будет оставаться мною самим, не более, но, надеюсь, и не менее. Я не хочу прогнозировать. Я постараюсь избежать самоповторов, но не могу это тебе обещать, понимаешь? Я допускаю возможность этих самых банальностей, но в не меньшей степени их не допускаю. Я думаю, чувствую, что на данном этапе в своем композиторском амплуа продолжаю совершенствоваться. Я могу писать все более сложные вещи, я чувствую, что становлюсь сильней и сильней, моя власть над звуками и нотами (опять же, возможно, мнимая) увеличивается... Я очень надеюсь, что мне удастся вовремя заметить эту стадию, когда мысли свежие иссякнут. Надеяться - это и все, что мне остается. Но, хочу заметить, что реально не чувствую на данном этапе, что мне есть чего опасаться сейчас. А там посмотрим. Написанное я буду фиксировать и реализовывать минимум ближайшие пару лет. Так что...

Подвержен ли творческий путь влиянию времени?

Наверное, все подвержено влиянию времени.

Ты как-то писал, что работал на каком-то перерабатывающем заводе. Что дает неинтелектуальный, физический труд человеку?

Да, я более полугода работал в таком месте, но потом пришлось бросить, ибо творчество поперло невероятно серьезно, нужно было изыскивать время. Я не могу говорить о том, что это дает человеку. Я могу только сказать, для чего это делал я и каковы мои ощущения. Моя причина была банальна: сидячий образ жизни превратил меня в немощного физически человека. Вот я и устроил своему организму встряску. Надо заметить, это не прошло безрезультатно: мышцы чуток приобрели форму, подобрался так весь и тому подобное. Впрочем, после того, как бросил эту работу, резко набрал 6 килограммов, слегка отпустил живот, что, впрочем, уже есть несколько возрастное. Отсюда вывод: физический труд должен быть (в разумных пределах) постоянным. Далее, вот какие наблюдения я зафиксировал. Первые дни я заметил такую ужасную вещь: монотонный труд невероятно отупляет. То есть, выходя из цеха после 6-тичасовой рабочей смены, я обнаружил, что ни одной разумной мысли за это время в моей голове даже не промелькнуло. То есть это заметил я, человек, в общем, привыкший свой мозг напрягать, заставлять работать. Тут-то я и понял, отчего рабочий класс настолько, по сути, недалек. Отчасти это его вина, но отчасти и его трагедия, понимаешь? Вот тогда я и начал заставлять себя думать в эти часы, и скоро это стало для меня естественно. Возможно, что большинство идей, которые я сейчас воплощаю в своих трудах, имеют корни как раз там, в этих часах тупого физического труда, когда мозг, если его правильно ориентировать, может работать очень продуктивно. А может, я и ошибаюсь, как знать?...

Как человек не пьющий напиши об алкоголе.

Опять же, я не знаю, что тебе сказать. Лично мне алкоголь мешал в жизни, не только в творчестве. Я не пью уже много лет и считаю, что это здорово. Но это только мой путь. Кто-то именно так и может что-то делать, для кого-то это просто отдых, легкий, ненавязчивый (то есть человек независим от этого и всегда знает меру), может, еще что-то. Я же просто-напросто давно уже забыл, как это, находиться под его воздействием.

P.S. Я прекрасно понимаю, что прочитавший это все человек, почти любой, скажет: вот вам, пожалуйста, чел, который либо ни хрена не понимает сам, что говорит, либо просто умничает и пытается все запутать. Но на самом деле это не так. Я просто пытаюсь очередной раз показать, что знаем мы мало, и истины нет практически ни в чем. Казалось бы, в моих рассуждениях нет системы, но это не так, именно жесткая внутренняя структура всех этих умозаключений, которые я здесь выстраивал и то, что я не смог воспроизвести посредством доступных всем символов-слов дают мне тот самый комфорт, в котором я и работаю и творю последнее время. Сам по себе факт, что я за последние пару лет не только реально вырос в качестве, но и количеством продукта при этом рванул серьезно, говорит о многом. О том самом внутреннем комфорте в частности. Другое дело, что я не устаю повторять: я в процессе. Мои умопостроения тоже крайне далеки от того, чтобы претендовать на истину. Они трансформируются, совершенствуются... Или нет, возможно, и это мне кажется. Я не предлагаю кому бы то ни было брать мою систему координат за точку отсчета для себя, у каждого своя дорога. Возможно, кто-то сделает свои выводы, даже более правильные, чем делаю я (ибо, мне кажется, что должна существовать какая-то вселенская ПРАВДА, которой и меряется все, что нас окружает, хотя, боюсь, эта ПРАВДА - нечто вообще непознанное или непознаваемое), а кто-то не сделает вообще никаких. Мы здесь ничего не можем изменить, вот что я хочу сказать. Мы просто предлагаем информацию и не более.

 

c\o 350063, Краснодар, а\я 4817, Украинцев Е.Е., http://www.musicmind.narod.ru

 

(c)Александр Н. Трапезников

 

 
   

(с)2005 ДИЗАЙН-СТУДИЯ PATH

Hosted by uCoz