|
Молодёжная Стрелка
> 1. Считаешь ли ты "посланничество"
- течением неформальным? В чем эти качества?
Специфика издания, породившего послания, не предполагала, что его будет читать
человек, которому не надо чего-то купить или продать. Поэтому сорокомании в
эпоху расцвета (1993-96) были подвержены все общественные группы, и неформалы не
составляли значительной части течения. Наоборот, в газетах развёртывались
длиннющие дискуссии между теми, кто считал себя гопниками и теми, кто считал
себя хиппи, панком или приверженцем какой-нибудь иной неформальной идеологии;
это было единственное место, где можно было мило побеседовать, не боясь получить
по морде. С появлением ДЗ (сорокоманская тусовка Нижнего Новгорода, существовала
с 27 ноября 1993 до конца 1996) можно было наблюдать странную картину - хиппи,
гопника и цивила, распивающих на троих бутылку водки (портвейн в то время из
моды вышел, пиво - ещё не вошло, и главным напитком тусовщика были водка и спирт
"Рояль"). Именно это единение меня и привлекло в сорокомании. Когда я пришёл на
ДЗ, неформалов там были единицы, а костяк движения сорокоманов в Нижнем
составляли студенты политеховского радиофака, знавшие друг друга и до появления
"ИРР". Потом, с распространением компьютерной техники, студенты технических
ВУЗов стали уходить в FIDO, а неформалы, узнавшие о новом явлении, стали более
частыми гостями в бумажных газетах с посланиями. КЛ (тусовка, существовавшая с
1997 по 2001 гг) уже почти полностью состоял из неформалов, хотя основателями
тусовки считаются один (на то время) студент и два (на то время) гопника. Так
что я не считаю сорокоманию, по крайней мере, её нижегородский вариант,
неформальным течением.
Качества же менялись со временем. Изначально послания возникли как
прикол над особо тупыми б/о, превратившись со временем в стиль, основой которого
стали короткие афоризмы. Общение и многотомные послания пришли
потом, утопив в себе едва оформившуюся идею. Впрочем, жанр не умер, лучшие его
представители остались и до сих пор творят. Например, Роборотень из Питера,
афоризмы которого можно почитать тут: http://stihi.ru/poems/2004/04/09-820.html
> 2. Как я понимаю весь смысл этого движения в общении.
Я считаю что общение - это самая бесполезная вещь на этом свете. Ты естественно
не согласишься, так что же ты находишь в общении?
Если в результате общения не происходит обмена информацией или хотя бы не
поднимается настроение - оно действительно бесполезно. Бывают люди, с которыми
мне неприятно общаться и общение с которыми я стараюсь минимизировать. А бывают
люди, с которыми общаться интересно, поскольку они то свою мысль подкинут, то
мою в пух и прах разобьют. В конечном итоге, такое общение тренирует разум, не
давая ему застаиваться в устаревших суждениях. Статистика свидетельствует, что
люди, имеющие большой круг собеседников, гораздо реже впадают в старческий
маразм
(...наверное, они все поголовно помирают от сердечного приступа).
Две положительные черты сорокомании - игнорирование слоёв общества и точное
отражение мнения общества.
Успех и известность пишущего зависят только от его умственных способностей и
умения ориентироваться в ситуации. Начальников нет и никто не может возразить
"ты неправ, потому что Я так сказал". Даже если закроется одна газета или форум,
свою точку зрения можно выразить в другой газете или на соседнем форуме. Поэтому
газеты б/о или форумы гораздо лучше социологических опросов отражают настроения
общества по любой проблеме, причём настроения самой активной части общества.
> 3. Корни "посланничества" лежат в официальной прессе,
тех же газетах бесплатных объявлений. Зачем это нужно СИСТЕМЕ? Я здесь не беру в
расчет то мнение что это для большей продаваемости издания.
Системе это совершенно не нужно. Именно поэтому в небольших газетах б/о послания
так и не возникли, а в больших - были задушены волевым решением редактора или
учредителя (даже если редактор к тому времени сам становился сорокоманом). В
разных городах повторялась одна и та же история - рубрику закрывали или
реорганизовывали, как только в ней образовывалась постоянная тусовка, о которой
начинали говорить, как о новом общественном явлении. Редким исключением были
"Петрович" (Дзержинск, Нижегородская обл.)и "Газета с ул.Лизюкова" (Воронеж),
где редактор, являющийся также учредителем, сам способствовал развитию тусовки,
но и там при малейших финансовых затруднениях за бортом оказывалась в первую
очередь рубрика посланий. Дольше всего просуществовали послания в газетах
небольших городов. Там образовывалась довольно замкнутая тусовка, которая
рассасывалась сама по себе, года за два обсудив все возможные темы.
> 4. Рубрики посланий чахнут в официальных газетах и
закрываются. Продержатся ли они в самиздате, принимая в расчет то, что круг
пишущих послания в принципе один и тот же? И вообще бумажный самиздат не
перекинется ли полностью в сеть?
Чем меньше город, чем удалённее он от мегаполисов, тем больше у
газетной тусовки шансов на выживание. Сеть оперативнее, быстрее,
надёжнее и дешевле, а потому - бумага не выдерживает с Сетью никакой
конкуренции. В Москве, к примеру, сорокомания так и не возникла, хотя газет б/о
было огромное количество. Причина простая - FIDO пришло в Москву ещё тогда,
когда для всей страны типичным компьютером был ZX-Спектрум, подключённый к
телевизору и магнитофону "Легенда М-404". В больших городах, включая Нижний
Новгород, полное переселение тусовки в Сеть уже произошло - о встречах
договариваются на чатах и форумах, мысли складывают на домашние странички или в
блоги типа Живого Журнала.
Но у бумажного самиздата остаётся единственное преимущество: он более
долговечен. Всё, что выложено в Сети, существует почти всегда в единственном
экземпляре. Любой глюк системы, любое короткое замыкание, хакерская атака или
решение владельца сайта может уничтожить
информацию, лежащую в Сети, гораздо быстрее, чем она туда заливалась.
Авторы теряют интерес к сайтам и сносят их, форумы не бэкапятся почти никогда, -
в общем, ситуация как в древнем мире - каждый текст уникален (я не говорю о
ценности этих текстов, которая в основном равна нулю, я говорю только об их
неповторимости).
А отпечатанный текст уничтожить куда труднее. Газету можно выкинуть, сжечь,
сдать в макулатуру, но вероятность случайной утери твёрдой копии
на порядки ниже, чем вероятность сноса форумного треда. Вдобавок, у самиздата
есть тираж - 10, 100, 1000 экземпляров - в зависимости от финансовых
возможностей или упрямства издателя.
К тому же, сейчас резко опустилась финансовая планка. Если раньше собственный
принтер могли себе позволить единицы, то сейчас последнюю модель HP LaserJet
можно купить в кредит, даже если получаешь зарплату 2000 в месяц, а заправка
картриджа стоит 100-200 рублей. Струйник же можно достать и вовсе на халяву...
правда, без картриджа.
Так что бумажный самиздат будет ещё жить. Были бы издатели.
> 5. Проходят ли в вашем городе, так называемые стрелки
посланцев, у нас они общаются в большей степени именно в живую, при встрече, а
не виртуально. В чем различие живого и виртуального общения? В чем у каждого
свои плюсы и минусы?
Ввиду почти полного исчезновения посланий как жанра и посланцев как
класса, стрелки посланцев не происходят. А вот пойнтовки, встречи чатлан и
форумчан проходят постоянно. Тех, кто полностью ушёл в Сеть, довольно мало, да и
на форумах у каждого свои цели - кто-то хочет в очередной поведать ничего не
подозревающему миру, что "ДИМАКРАТЫ РАЗЗОРИЛИ СРАНУ!!!", кто-то -
разрекламировать свои гениальные стихи или уникальнейший сайт, кто-то - найти
девочек для совместного шашлыка с последующей сауной.
О различиях, плюсах и минусах достаточно объективно может судить разве что
психиатр. А я буду субъективен.
Главное отличие - виртуальность. В газете или на форуме можно спорить с самим
собой, можно от одного персонажа кого-то хвалить, а от другого - на него же
наезжать. Можно создать себе любую личность: 60-летний профессор может
прикинуться 13-летней школьницей, а 13-летняя школьница - опытным донжуаном.
Можно быть самим собой или собственным идеалом. Можно - бесстрашным, честным,
добрым, справедливым альтруистом, а можно - последним трусом и сволочью, в
зависимости от настроения.
Плюс это или минус - зависит от обстоятельств. Если знать меру и никого сильно
не обижать, то, появившись потом на реальной тусовке и открыв своё псевдо,
будешь принят с распростёртыми объятьями: все будут знать, что это "тот самый
Вася Пружинкин", а не какой-то хрен с горы. Дальнейшее отношение к тебе будет
зависеть уже не от виртуала, а от реальных твоих способностей.
> 6. Отличается ли посланец от обычного
стандартно-типового ГОСТового человека? Если описать его портрет, как он будет
выглядеть?
Нет. По крайней мере, изначально. Как я уже говорил, на форумах сидят и
моральные уроды, и тупые блондинки, и гениальные программисты, и простые
школьники. Сидят на форумах и начальники отделов, и владельцы собственных фирм,
и инженеры, и рабочие, и КГБшники, и фотомодели, и страшилища. Сидят качки и
доходяги, сидят учителя и бандюки... То же
самое относилось и к авторам бумажных посланий.
Изначально интеллектуальный уровень - что на форумах, что в FIDO, что в б/о -
был выше обычного, но с распространением той или иной формы общения он
уравнивался со среднестатистическим, оставаясь чуть-чуть выше за счёт
естественного отсева бомжей, умственно отсталых, неграмотных и впавших в маразм.
> 7. Тусовка... Не является ли для тебя это слово
ругательным. таким же как, например, и ТОЛПА?
Нет. Гораздо более ругательным мне кажется слово "неформал" - да и то
из-за того, что я окончил школу ещё до того, как это слово стало
общеупотребительным. А слово "тусовка" за последние 10 лет стало
привычным, да и по семантике оно отличается от слова "толпа", поскольку
теоретически предполагает наличие какого-то связующего звена: единой цели,
увлечения, занятия. Даже если эта цель просто "выпить", слово "тусовка" для меня
несёт положительный заряд. "Тусовка" предполагает общение или какое-то
совместное обсуждение будущего действия между знакомыми людьми, тогда как
"толпа" - это просто куча народа, случайно оказавшаяся в одном месте.
> 8. Потерялось ли что-нибудь в написании послания,
когда исчезли ограничения (не больше 15-20 слов) свойственные газетам бесплатных
объявлений? Краткость - сестра таланта?
Исчез основной закон жанра. Всё-таки послание - это короткое и логически
законченное высказывание, в идеале - понятное посторонним без дополнительных
объяснений. Ну, к примеру, "Плесень размножается спорами. Поэтому - никогда не
спорь с плесенью." - это послание. А вот "Я вам уже говорил, что тут спорить
бесполезно, потому что эта тема давно протухла и все, кто её начинал, с форума
давно свалили." - это не послание. Да и тот факт, что за послание необходимо
было заплатить стоимость купона, заставлял многих оттачивать фразы и отсекать
лишние слова.
> 9. Надо полагать, что твое издание держится
практически на тебе. Не жалко ли потраченных сил, средств? Зачем? Что это тебе
дает? И не уходит ли все в пустоту?
Естественно, жалко! Не было бы жалко, я бы не снабжал каждый номер напоминаниями
о необходимости спонсирования.
А вот "зачем" - спрашивать не стоит, иначе я и в самом деле над этим задумаюсь и
решу, что, в общем-то, и незачем.
Наверное, я это делаю, чтобы мысли не ушли в пустоту, чтобы осталась
хроника нижегородского неофициальной молодёжной жизни конца 20 – начала 21 века,
чтобы у меня по всему городу было у кого переночевать и поесть, и чтобы, не
отходя от компьютера, всегда быть в центре тусовочных событий.
Да и вообще - начав, не имеет смысла останавливаться на полпути. Мне всё ещё
интересно, что там дальше, а ситуация всё время складывается такая, что даже для
того, чтобы оставаться на месте, надо достаточно быстро двигаться. Это как
наркомания - вначале кайф, а потом - зависимость.
Aleksandr Vinogradov (Commander Хэлл)
http://throwmirror.narod.ru/homepage.html
cxell@yahoo.com
603003, Нижний Новогород, а/я 283
(c)Александр Н. Трапезников
|