Молодёжная Стрелка

 

> 1. Считаешь ли ты "посланничество" - течением неформальным? В чем эти качества?

Специфика издания, породившего послания, не предполагала, что его будет читать человек, которому не надо чего-то купить или продать. Поэтому сорокомании в эпоху расцвета (1993-96) были подвержены все общественные группы, и неформалы не составляли значительной части течения. Наоборот, в газетах развёртывались длиннющие дискуссии между теми, кто считал себя гопниками и теми, кто считал себя хиппи, панком или приверженцем какой-нибудь иной неформальной идеологии; это было единственное место, где можно было мило побеседовать, не боясь получить по морде. С появлением ДЗ (сорокоманская тусовка Нижнего Новгорода, существовала с 27 ноября 1993 до конца 1996) можно было наблюдать странную картину - хиппи, гопника и цивила, распивающих на троих бутылку водки (портвейн в то время из моды вышел, пиво - ещё не вошло, и главным напитком тусовщика были водка и спирт "Рояль"). Именно это единение меня и привлекло в сорокомании. Когда я пришёл на ДЗ, неформалов там были единицы, а костяк движения сорокоманов в Нижнем составляли студенты политеховского радиофака, знавшие друг друга и до появления "ИРР". Потом, с распространением компьютерной техники, студенты технических ВУЗов стали уходить в FIDO, а неформалы, узнавшие о новом явлении, стали более частыми гостями в бумажных газетах с посланиями. КЛ (тусовка, существовавшая с 1997 по 2001 гг) уже почти полностью состоял из неформалов, хотя основателями тусовки считаются один (на то время) студент и два (на то время) гопника. Так что я не считаю сорокоманию, по крайней мере, её нижегородский вариант, неформальным течением.

Качества же менялись со временем. Изначально послания возникли как
прикол над особо тупыми б/о, превратившись со временем в стиль, основой которого стали короткие афоризмы. Общение и многотомные послания пришли
потом, утопив в себе едва оформившуюся идею. Впрочем, жанр не умер, лучшие его представители остались и до сих пор творят. Например, Роборотень из Питера, афоризмы которого можно почитать тут: http://stihi.ru/poems/2004/04/09-820.html

> 2. Как я понимаю весь смысл этого движения в общении. Я считаю что общение - это самая бесполезная вещь на этом свете. Ты естественно не согласишься, так что же ты находишь в общении?

Если в результате общения не происходит обмена информацией или хотя бы не поднимается настроение - оно действительно бесполезно. Бывают люди, с которыми мне неприятно общаться и общение с которыми я стараюсь минимизировать. А бывают люди, с которыми общаться интересно, поскольку они то свою мысль подкинут, то мою в пух и прах разобьют. В конечном итоге, такое общение тренирует разум, не давая ему застаиваться в устаревших суждениях. Статистика свидетельствует, что люди, имеющие большой круг собеседников, гораздо реже впадают в старческий маразм
(...наверное, они все поголовно помирают от сердечного приступа).


Две положительные черты сорокомании - игнорирование слоёв общества и точное отражение мнения общества.
 
Успех и известность пишущего зависят только от его умственных способностей и умения ориентироваться в ситуации. Начальников нет и никто не может возразить "ты неправ, потому что Я так сказал". Даже если закроется одна газета или форум, свою точку зрения можно выразить в другой газете или на соседнем форуме. Поэтому газеты б/о или форумы гораздо лучше социологических опросов отражают настроения общества по любой проблеме, причём настроения самой активной части общества.

> 3. Корни "посланничества" лежат в официальной прессе, тех же газетах бесплатных объявлений. Зачем это нужно СИСТЕМЕ? Я здесь не беру в расчет то мнение что это для большей продаваемости издания.

Системе это совершенно не нужно. Именно поэтому в небольших газетах б/о послания так и не возникли, а в больших - были задушены волевым решением редактора или учредителя (даже если редактор к тому времени сам становился сорокоманом). В разных городах повторялась одна и та же история - рубрику закрывали или реорганизовывали, как только в ней образовывалась постоянная тусовка, о которой начинали говорить, как о новом общественном явлении. Редким исключением были "Петрович" (Дзержинск, Нижегородская обл.)и "Газета с ул.Лизюкова" (Воронеж), где редактор, являющийся также учредителем, сам способствовал развитию тусовки, но и там при малейших финансовых затруднениях за бортом оказывалась в первую очередь рубрика посланий. Дольше всего просуществовали послания в газетах небольших городов. Там образовывалась довольно замкнутая тусовка, которая рассасывалась сама по себе, года за два обсудив все возможные темы.

> 4. Рубрики посланий чахнут в официальных газетах и закрываются. Продержатся ли они в самиздате, принимая в расчет то, что круг пишущих послания в принципе один и тот же? И вообще бумажный самиздат не перекинется ли полностью в сеть?

Чем меньше город, чем удалённее он от мегаполисов, тем больше у
газетной тусовки шансов на выживание. Сеть оперативнее, быстрее,
надёжнее и дешевле, а потому - бумага не выдерживает с Сетью никакой
конкуренции. В Москве, к примеру, сорокомания так и не возникла, хотя газет б/о было огромное количество. Причина простая - FIDO пришло в Москву ещё тогда, когда для всей страны типичным компьютером был ZX-Спектрум, подключённый к телевизору и магнитофону "Легенда М-404". В больших городах, включая Нижний Новгород, полное переселение тусовки в Сеть уже произошло - о встречах договариваются на чатах и форумах, мысли складывают на домашние странички или в блоги типа Живого Журнала.

Но у бумажного самиздата остаётся единственное преимущество: он более
долговечен. Всё, что выложено в Сети, существует почти всегда в единственном экземпляре. Любой глюк системы, любое короткое замыкание, хакерская атака или решение владельца сайта может уничтожить
информацию, лежащую в Сети, гораздо быстрее, чем она туда заливалась.
Авторы теряют интерес к сайтам и сносят их, форумы не бэкапятся почти никогда, - в общем, ситуация как в древнем мире - каждый текст уникален (я не говорю о ценности этих текстов, которая в основном равна нулю, я говорю только об их неповторимости).

А отпечатанный текст уничтожить куда труднее. Газету можно выкинуть, сжечь, сдать в макулатуру, но вероятность случайной утери твёрдой копии
на порядки ниже, чем вероятность сноса форумного треда. Вдобавок, у самиздата есть тираж - 10, 100, 1000 экземпляров - в зависимости от финансовых возможностей или упрямства издателя.

К тому же, сейчас резко опустилась финансовая планка. Если раньше собственный принтер могли себе позволить единицы, то сейчас последнюю модель HP LaserJet можно купить в кредит, даже если получаешь зарплату 2000 в месяц, а заправка картриджа стоит 100-200 рублей. Струйник же можно достать и вовсе на халяву... правда, без картриджа.

Так что бумажный самиздат будет ещё жить. Были бы издатели.

> 5. Проходят ли в вашем городе, так называемые стрелки посланцев, у нас они общаются в большей степени именно в живую, при встрече, а не виртуально. В чем различие живого и виртуального общения? В чем у каждого свои плюсы и минусы?

Ввиду почти полного исчезновения посланий как жанра и посланцев как
класса, стрелки посланцев не происходят. А вот пойнтовки, встречи чатлан и форумчан проходят постоянно. Тех, кто полностью ушёл в Сеть, довольно мало, да и на форумах у каждого свои цели - кто-то хочет в очередной поведать ничего не подозревающему миру, что "ДИМАКРАТЫ РАЗЗОРИЛИ СРАНУ!!!", кто-то - разрекламировать свои гениальные стихи или уникальнейший сайт, кто-то - найти девочек для совместного шашлыка с последующей сауной.

О различиях, плюсах и минусах достаточно объективно может судить разве что психиатр. А я буду субъективен.

Главное отличие - виртуальность. В газете или на форуме можно спорить с самим собой, можно от одного персонажа кого-то хвалить, а от другого - на него же наезжать. Можно создать себе любую личность: 60-летний профессор может прикинуться 13-летней школьницей, а 13-летняя школьница - опытным донжуаном. Можно быть самим собой или собственным идеалом. Можно - бесстрашным, честным, добрым, справедливым альтруистом, а можно - последним трусом и сволочью, в зависимости от настроения.

Плюс это или минус - зависит от обстоятельств. Если знать меру и никого сильно не обижать, то, появившись потом на реальной тусовке и открыв своё псевдо, будешь принят с распростёртыми объятьями: все будут знать, что это "тот самый Вася Пружинкин", а не какой-то хрен с горы. Дальнейшее отношение к тебе будет зависеть уже не от виртуала, а от реальных твоих способностей.

> 6. Отличается ли посланец от обычного стандартно-типового ГОСТового человека? Если описать его портрет, как он будет выглядеть?

Нет. По крайней мере, изначально. Как я уже говорил, на форумах сидят и моральные уроды, и тупые блондинки, и гениальные программисты, и простые школьники. Сидят на форумах и начальники отделов, и владельцы собственных фирм, и инженеры, и рабочие, и КГБшники, и фотомодели, и страшилища. Сидят качки и доходяги, сидят учителя и бандюки... То же
самое относилось и к авторам бумажных посланий.

Изначально интеллектуальный уровень - что на форумах, что в FIDO, что в б/о - был выше обычного, но с распространением той или иной формы общения он уравнивался со среднестатистическим, оставаясь чуть-чуть выше за счёт естественного отсева бомжей, умственно отсталых, неграмотных и впавших в маразм.

> 7. Тусовка... Не является ли для тебя это слово ругательным. таким же как, например, и ТОЛПА?

Нет. Гораздо более ругательным мне кажется слово "неформал" - да и то
из-за того, что я окончил школу ещё до того, как это слово стало
общеупотребительным. А слово "тусовка" за последние 10 лет стало
привычным, да и по семантике оно отличается от слова "толпа", поскольку теоретически предполагает наличие какого-то связующего звена: единой цели, увлечения, занятия. Даже если эта цель просто "выпить", слово "тусовка" для меня несёт положительный заряд. "Тусовка" предполагает общение или какое-то совместное обсуждение будущего действия между знакомыми людьми, тогда как "толпа" - это просто куча народа, случайно оказавшаяся в одном месте.

> 8. Потерялось ли что-нибудь в написании послания, когда исчезли ограничения (не больше 15-20 слов) свойственные газетам бесплатных объявлений? Краткость - сестра таланта?

Исчез основной закон жанра. Всё-таки послание - это короткое и логически законченное высказывание, в идеале - понятное посторонним без дополнительных объяснений. Ну, к примеру, "Плесень размножается спорами. Поэтому - никогда не спорь с плесенью." - это послание. А вот "Я вам уже говорил, что тут спорить бесполезно, потому что эта тема давно протухла и все, кто её начинал, с форума давно свалили." - это не послание. Да и тот факт, что за послание необходимо было заплатить стоимость купона, заставлял многих оттачивать фразы и отсекать лишние слова.

> 9. Надо полагать, что твое издание держится практически на тебе. Не жалко ли потраченных сил, средств? Зачем? Что это тебе дает? И не уходит ли все в пустоту?

Естественно, жалко! Не было бы жалко, я бы не снабжал каждый номер напоминаниями о необходимости спонсирования.

А вот "зачем" - спрашивать не стоит, иначе я и в самом деле над этим задумаюсь и решу, что, в общем-то, и незачем.

Наверное, я это делаю, чтобы мысли не ушли в пустоту, чтобы осталась
хроника нижегородского неофициальной молодёжной жизни конца 20 – начала 21 века, чтобы у меня по всему городу было у кого переночевать и поесть, и чтобы, не отходя от компьютера, всегда быть в центре тусовочных событий.

Да и вообще - начав, не имеет смысла останавливаться на полпути. Мне всё ещё интересно, что там дальше, а ситуация всё время складывается такая, что даже для того, чтобы оставаться на месте, надо достаточно быстро двигаться. Это как наркомания - вначале кайф, а потом - зависимость.
 
Aleksandr Vinogradov (Commander Хэлл)
http://throwmirror.narod.ru/homepage.html
cxell@yahoo.com
603003, Нижний Новогород, а/я 283
 

(c)Александр Н. Трапезников

 

 
   

(с)2005 ДИЗАЙН-СТУДИЯ PATH

Hosted by uCoz