Независимая Электронная Музыка


1. Журнал твой называется НЕЗАВИСИМАЯ Электронная Музыка. Я бы сказал, что по большей части описываемая Музыка - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ. Да и вообще можно ли называть это Музыкой? Для меня Музыка - это нечто гармоничное, а то что я слышал предельно хаотично, не все конечно, не знаю понимаешь ли ты что я хочу выразить словами... В каком-то noise'овом журнале читал что шум и музыка чуть ли не диаметрально противоположны. Говоря о моем проекте Cyber_Christ - для него я использую термин ЗВУК, но ни в коем случае - Музыка, или даже "музыка".

Здесь я вижу явное смещение понятий: в тебе говорит писательский язык, а музыка предполагает невербальный (пре-лингвистический) опыт. Давай всё-таки попытаемся придти к взаимопониманию, и для начала выберем третью, нейтральную сторону. Физика - фундаментальная наука, традиционно существующая в виде чётко обозначенных правил и законов.
С точки зрения физики, любой звук состоит из тональной и шумовой
составляющих. Тональная - это означает, что в спектре можно выделить преобладающие гармоники. Шум же имеет сплошной спектр. То есть с позиций физики, наиболее музыкальным, т.е. не зашумленным, является чистая синусоида (т.н. sinewave) - если проводить аналогию с музыкальными инструментами, то ближе всего к ней расположен терменвокс... не самый классический и гармоничный в общепринятом понимании инструмент, не так ли? Такие инструменты как скрипка или гитара имеют значительную шумовую составляющую, которая, как это ни
странно, придаёт их звучанию узнаваемость, характерное отличие и, в конечном итоге, гармоничность. К слову сказать, есть масса инструментов, звучание которых строится исключительно на шуме, но применяются они именно в классической музыке, а вот в шумовой - редко.
Я имею в виду разнообразную перкуссию - ударные инструменты, гонги, литавры и т.д.
Поэтому здесь не так всё просто, как может показаться. Но если уж говорить об определениях, то я называю музыкой любую форму организованного звука. При этом я не уточняю, кем и с какой целью он был организован. Процесс этой организации можно возложить как на музыканта, так и на слушателя. Всем знакомо выражение: "люди слышат обычно только то, что хотят услышать". А вот что именно? Это уже зависит от конкретного человека.
Я думаю, что ты не станешь возражать, если я заявлю, что мы, то есть совершенно разные люди по всей земле, имеем достаточно сходный, если временами вообще не типичный набор основных эмоций, из которых строится наше повседневное настроение и мировосприятие. При этом наши интересы порой настолько разнообразны, что бывает нелегко найти даже одну-единственную тему для разговора. То есть мы идём различными путями для достижения одной и той же цели - например, нашей самореализации. С другой стороны, мы можем иметь разное, диаметрально противоположное отношение к конкретному явлению. Например, любой писатель-сатирик - по-видимому, пользующийся нешуточной популярностью в народе и собирающий большие залы слушателей, у меня вызывает всего лишь лёгкое раздражение. При этом я совсем не обделён чувством юмора - просто я не могу смеяться по расписанию, согласно чьему-то плану.
Всё это я к тому, что вопросы терминологии в музыке важны для
критиков, но для активного слушателя они не должны выступать на первое место. Хаос можно назвать высшей степенью упорядоченности. А законы классической гармонии, которые никто не отменял, очень часто всего лишь иллюстрируют математические законы - с тем же успехом, что и шум - теорию вероятности.

2. Как я понимаю мир независимой (экспериментальной) музыки широк, существуют и наверняка свои стили. Какие? Для меня это темный лес, так что просто интересно. Та же HAUS ARAFNA (столь понравившаяся мне) к какому относится?

Вопрос о стилях тесно перекликается с предыдущим. Есть общеизвестное мнение о том, что всё музыкальное пространство делится на неких изобретателей стилей и их последователей. Иногда эти стили удостаиваются отдельных названий, а иногда говорят просто: музыка в стиле такой-то группы. Можно провести параллель с Гумилевскими пассионариями :) Хотя мне больше нравится модель с шарами разного размера и плотности, свободно плавающих и пересекающихся друг с другом. Центр каждого такого шара - это точка отсчёта, уникальность, самобытность, что-то если не новое, то во всяком случае резко отличающееся от окружения. Вокруг центра вращается вещество, состоящее из последователей. Всё это находится в постоянном движении и взаимодействии. Стиль Haus Arafna - такая точка, образовавшаяся где-то между шарами power-electronics, angst-pop, old school industrial, rhythm-n-noise, gothic, cut-up/collages и т.д.
Что касается остальной независимой музыкальной сцены, то она во многом повторяет большой музыкальный рынок. Здесь есть и свои поп-группы, и авангард, ставший арьергардом, и вечно неутомимые рокеры, и никак не умирающие панки... Экспериментальная электроника занимает, конечно же, особенное место.

3. Моя подруга непредвзято прослушав твой сборник сказала что все треки пропитаны негативом. Свойство ли это всего независимого, андеграундного, не принадлежащего мажорному масс-культу? Настоящей музыкой может быть только печальная музыка?..

Безусловно. Но здесь дело даже не столько в этом (далеко не вся музыка из андеграунда достойна называться настоящей), а в том, что для большинства людей, да что уж там греха таить, для всех нас имеет место быть страх перед неизвестностью. Когда мы слышим что-то непонятное, неудобоваримое, срабатывает инстинкт самосохранения - оградить себя от всего, что несёт в себе опасность, любым способом защититься, пройти стороной. Но с другой стороны, есть в этом что-то притягивающее, мы не в силах сопротивляться искушению, и тогда любопытство берёт верх, открывая перед страждущим разумом фантастический мир. Не всем людям интересна эта внутренняя борьба, и тогда становится очевидным неприятие, пробуждающее негативные эмоции. Массовая культура нередко использует эту особенность, выбирая для воздействия наиболее примитивные, грубые инстинкты. Примеров тому масса - эксплуатируется и жестокость, потребность моментального удовлетворения, стремление к простым и доступным удовольствиям, желание самоутвердиться в глазах толпы, ложные ценности и мнимые авторитеты. На самом деле, удержаться нелегко. Мы все так или иначе попадаемся на эту удочку, и нередко музыка является той единственной спасительной соломинкой, удерживающей от полной и безнадёжной деградации.

4. Твой журнал исключительно качественен, как в плане подачи, так и в подборке, подготовке материала. Я даже не помню чтобы мне опечатки попадались. Если делать - то делать лучше всех. Это твой принцип?

Твой вопрос уже содержит в себе предполагаемый ответ, но тут мне сложно сказать что-либо определённое. Я вижу ситуацию с обратной стороны и, как это ни печально, замечаю массу недочётов в своей работе: множество ошибок, упущений, проявлений недостаточной компетентности, а иногда и просто откровенной фальши. Но с другой стороны, это вселяет в меня надежду на лучшее, желание исправить недостатки, оставляет пространство для прогресса. Ты, наверное, и сам замечал в своей собственной работе, что те вещи, которые ты делал в прошлом, сейчас кажутся тебе посредственными - это значит, что время не прошло зря, ты поднимаешься на новый уровень и видишь себя со стороны.
(да, ты прав, именно так и происходит, зачастую, еще даже не выпустив новый номер я уже вижу что он мне не интересен, что это пройденный этап и порой и выпускать не охота, но все же довожу дело до конца, бывает ли у тебя такое и если да, то почему ты все-таки издаешь это?
Потому что для меня ещё важно и то, чтобы он был интересен другим. Я бы не сказал, что у меня полностью пропадает интерес, хоть я и работаю над каждым номером долго, но не настолько долго, чтобы так сильно измениться за это время. Начиная изучать какое-либо явление, я обычно сразу начинаю готовить для него информационную основу - поэтому в начале работы я могу быть ещё меньше увлечён, чем в конце. Своеобразный запас прочности...)
По крайней мере, это ощущение вселяет в меня уверенность и даёт новые силы. Свой принцип я бы сформулировал так: продолжать свою работу, невзирая ни на что. Быть уверенным в своём деле и ни на кого не оглядываться. Идти своей дорогой, но при этом не забывать интересоваться тем, что происходит вокруг.

5. Несет ли экспериментальная музыка что-то в себе? Я имею ввиду то, что, например, я в своем проекте использовал принцип бинауральных ударов. То есть по сути зомбирование, "25 кадр", воздействие. "Каждая песня - террористический акт" (БГ)...

Сложный вопрос, особенно для меня, ведь я не музыкант и часто вообще не представляю себе, как создаётся музыка. Я всегда воспринимаю её как некую иррациональную субстанцию (не хочется использовать избитые выражения типа "божественная", "посланная свыше" и т.д.), которая
предназначена для сугубо индивидуального восприятия и понимания. В общении с музыкантами я стараюсь не касаться технической стороны создания музыки, потому что это часто демистифицирует её сущность и в конечном итоге приводит к девальвации музыки как предмета искусства.
Хотя иногда порой музыкант может настолько интересно и таинственно
описывать свои методы работы и создавать такие сложные и необычные
теории, что они могут быть выделены в особую область знаний. Конечно,
всё это относится больше к околомузыкальной сфере, но тем не менее всё равно интересно. Что касается упомянутой тобой техники, то научно доказано, что она действует очень по-разному и далеко не на всех, поэтому вряд ли стоит делать на неё упор и строить свои опыты исключительно на ней. Но опять-таки повторюсь, я не вправе критиковать и обсуждать методы музыкантов, потому что имею о них весьма поверхностное представление. В целом, я воспринимаю музыку интуитивно, а если и пытаюсь выразить своё к ней отношение словами, то обычно абстрагируюсь от непосредственного звучания и оперирую ассоциациями, аллюзиями, метафорами, то есть прибегаю к методам, кардинально отличающимся от музыкальных.
Отдельно по поводу культурного терроризма. Эту фразу, конечно же, следует понимать иносказательно. В моём представлении культурный терроризм сродни скорее интервенции, осуществляемой одним артистом или целой группой для достижения своих, неочевидных для большинства, целей. Самое распространённое действие - сеять сомнение в душах людей, сомнение во всём, что их окружает, в незыблемости того мира и жизненного уклада, к которому они привыкли. Но не секрет, что это воздействие, в отличие от реального терроризма, адресное, то есть рассчитано на довольно узкий круг людей. Точно так же, как листовки, которые раздают на улицах - некоторые вообще не обращают на них внимание, о чём бы там не написали. Поэтому культурный терроризм не столь эффективен, как реальный, и существует в основном в виде манифестов и исторических документов.
(ну а если брать реальный терроризм, а не адресное воздействие культурного, в чем ты видишь именно его заслуги, может ли его воздействие повлиять на людей в лучшую сторону, помочь им вырасти, так сказать?
Вряд ли. Терроризм имеет в настоящее время вполне определённую подоплеку и тем самым является такой же неотъемлемой частью системы, как и потребительство, промывание мозгов, рыночная экономика и жизнь в кредит. Это в первую очередь бизнес и игра на низших инстинктах многих людей, задействованной в этой длинной цепи. Цель большинства террористов – личное обогащение. Я не верю в идеологическую основу современного терроризма, а его реальное воздействие - пробуждение животного страха в массах. Сомневаюсь, что это может сыграть сколь угодно конструктивную роль.
Безусловно, страх очень важен и нужен системе. Но я не думаю, что именно для большинства террористов личное обогащение может быть значимым. Я все же верю, что именно большинством движет Идея. А эффект такого террора в изменении психики обычного человека. Сознание пережившего теракт уже немного изменено, и если он будет жить в этом, не обращаясь к психологам в реабилитационные центры, он уже будет не совсем обычным человеком, взрыв может стать взрывом внутренним, и даже становлением на Путь. Или, опять же, возможный суицид, убийства)

6. Кажется у Ницше было, что работа больше чем 1/3 времени - это уже рабство. У тебя любимая работа? И как часто "Я хочу" вступает в противоречие с "Я должен"?

Противоречий особых нет, потому что я достаточно организованный и обязательный человек. Период моего бунтарства против всего мира уже давно закончился, и сейчас я стараюсь заниматься интересными для меня делами, не обязательно связанными с музыкой.
(период бунтарства - это юношеский максимализм? никогда не поверю что тебя все устраивает. Против чего твоя душа все же бунтует? И что тебя еще интересует кроме музыки?
Вопрос слишком объёмный, на него в двух словах не ответишь. Кроме того, последняя его часть относится к сфере личной жизни, которой я предпочитаю ни с кем не делиться. Если меня что-то не устраивает, я стараюсь выяснить, могу ли я с этим справиться в одиночку. Чаще всего выясняется, что не могу. Я индивидуалист, поэтому мне не интересно улучшать окружающий мир для блага остальных людей. У нас почему-то принято во всех своих неудачах винить кого угодно, только не себя. Я считаю, что это в корне неправильно - пусть люди сначала научатся разбираться внутри себя, а потом уже менять мир. Моя же душа не бунтует ни против чего, я рассматриваю внешний мир прежде всего как источник впечатлений для моего внутреннего мира, и то, что он далёк от идеала, делает мой внутренний мир лишь богаче и непредсказуемей.)
К сожалению, та работа, которой мне хотелось бы заниматься, не может принести достаточных средств к существованию, поэтому приходится совмещать. Я думаю, что Ницше прав, но опять же, я слишком ценю индивидуальность, чтобы распространять эту мысль на всех людей. Кто-то не может жить без
любимой работы, а кто-то даже не задаётся подобными вопросами, справедливо полагая, что иных возможностей просто не существует. Я стараюсь планировать своё время так, чтобы большая его часть тратилась всё же на то, что нужно мне, а не кому-то мало меня интересующему.
Пока мне это удаётся...

7. Как известно Япония славится своей экспериментальной музыкой, в последнее время и кинематографом. Несмотря на повальную моду на восточное, в чем прелесть, дух восточного? Если есть, конечно.

Боюсь, что не смогу дать внятных комментариев по этому вопросу. Что касается конкретно Японии, то в ней, как известно, довольно замысловато переплелись восточные и западные традиции. Этот странный симбиоз сделал возможным прорыв японского искусства на запад, ведь даже в музыке имён, знакомых мне, гораздо больше, чем в том же Китае или Индии. Дух восточного можно почувствовать, только побывав, пожив какое-то время там. Всё остальное - наносное, и нам трудно это анализировать.

8. Если говорить о независимом, неформальном, элитарном не только в музыке, а допустим в кино, литературе, что для тебя является образцами? И может ли быть широко изданная книга, фильм принадлежать к элитарной культуре?

Мы живём в очень интересное время, когда элитарное и массовое искусство имеют практически одинаковые возможности и существуют в одних и тех же условиях. Свободный доступ к информации и материальная независимость широких слоев населения создали благодатную почву для развития искусства, несмотря на бедственное положение культуры в нашей стране.
Я не отношу себя к экспертам в области культуры, не обладаю энциклопедическими познаниями, не имею возможностями интересоваться всем, что появляется на медиа-рынке.
(Мой вопрос был именно как к личности, но не как к эксперту, мне просто интересно узнать те произведения искусства, которые оказали на тебя большее влияние, то что именно ты выделяешь из остального.
Я могу назвать несколько произведений, которые при всей своей притягательности до сих пор остаются для меня загадками и продолжают удивлять. Это, например, рассказ А. Чумакова "Дорога краем пропасти", фильм "Воспоминания без даты" (Ленфильм, 1991)... из музыки можно назвать очень много всего, в том числе Haus Arafna, Arcane Device, Maurizio Bianchi, Death In June. Перечислять и перечислять.)
Но я чувствую атмосферу свободы, и этого достаточно для вдохновения, которое овладевает многими людьми и делает их настоящими энтузиастами.
Поэтому для нас как потребителей всегда возможны сюрпризы и неожиданные открытия. Проблема в том, что определение "элитарная
культура" имеет смысл только лишь тогда, кода существует эта самая элита. А на этот вопрос каждый отвечает по-своему. Поэтому мы не можем говорить о каких-либо образцах - то, что для меня является значимым, для иных - пустой звук. Третьи же рассматривают нас со стороны как элиту, а четвёртые - как часть толпы. И у каждого есть свои причины считать именно так.
Прелесть индивидуализма заключается именно в самодостаточности, а не в
отшельничестве. Мы имеем возможность регулировать интенсивность своих контактов с внешним миром, точно так же и внешний мир участвует в нашем развитии на общих основанием, не претендуя на доминантную роль.
"Жизнь коротка, искусство вечно".

Дмитрий Васильев
115142, Москва, Затонная 12-1-177
iemhome@orc.ru
www.orc.ru/~iemhome
 

(c)Александр Н. Трапезников

 

 
   

(с)2005 ДИЗАЙН-СТУДИЯ PATH

Hosted by uCoz